Сёстры Эльяшевич

Это, пожалуй, самое примечательное открытие сайта: когда получено письмо от Ицхака Эльяшевича -брата девушки на снимке хора, обозначившей себя "Это я". Можно ли было надеяться на раскрытие этого инкогнито? Почти что нет. Но вот (рукописи не горят!) эта девушка - Гита Эльяшевич, родившая в 1914 году и окончившая школу в 1931-ом. 
Но это еще не всё. Ицхак поведал, что в школе училась и старшая сестра Гиты Роза 1911 г.р. Он узнал ее на нескольких фотографиях сайта - фото
выпуска 1929 г., и потому мы считали, что она окончила гимназию в 1929-м. Тем более, что в списке 29-го года стояла фамилия Эльяшевич, правда, с именем Хлавно.

В августе 2013 г.эта загадка разрешилась: Роза Эльяшевич оказалась в списке выпускников 1930 года. Осталась на 2-й год? Ицхак, конечно,  этого не помнит.  

Вот как выглядели эти девушки в конце 20-х годов (с няней и братьями):

Э-1. Роза сидит, Гита стоит, крайний справа мальчик - Ицхак

Розу (с косами)видим на даче у Рибовских, и обеих сестер - на даче учителей Лифшиц.

Это была необычная семья: папа был сионистом, мама - идишисткой. Поэтому девочки учились в идишской школе, а мальчики - в ивритской. Для Ицхака иврит - родной язык, отец с ними говорил на иврите. Сейчас Ицхаку 94 года, он живет в городе Нагария. В Израиле перевел на иврит книгу Александра Бергмана "Записки недочеловека".Вот что пишет Ицхак об этой работе:
 
С его [Жаниса Бергманиса] сыном, адвокатом, познакомился после войны. Когда я, в Израиле, прочел его книгу "Записки недочеловека" на русском языке, я попросил у него разрешение переводить ее на иврит и, получив его согласие, перевел. Он специально приехал в Израиль, и мы поехали с ним в Яд Вашем договориться об издании перевода. Они обещали, четыре года продержали рукопись и не издали. Тогда мои сыновья решили издать эту книгу за свой счет к моему 90-летию. Книгу издали в 2009 году. Часть мы продали и часть еще нет. Если знаете в Москве кто хочет купить эту книгу на иврит (на русском все книги проданы), я могу прислать.

По нашей просьбе Ицхак прислал свои воспоминания о сёстрах:
"Роза и Гита родились в Либаве (ныне Лиепая) до начала Первой Мировой Войны- Роза в 1911, Гита в 1914.
В 1915 выгнали евреев из прифронтовой полосы и мама с Розой и Гитой переехали в Саратов или Тамбов. Не знаю, как и почему отец остался в Либаве. После окончания войны мама с Розой и Гитой вернулись в Либаву. Латвия стала самостоятельным государством. Открылись еврейские школы. Отец стал учителем иврита. Однако, из за конфликта с директором школы его уволили. В 1924 год семья переехала в Ригу. Роза и Гита пошли учиться в школу с языком преподавания идиш, очевидно в начальной, основной, школе, а затем в "Идише гимназие", которую Роза окончила в 1929, а Гита в 1931.
Гимназия была рассадником коммунистической заразы. Гита,слабая по характеру, заразилась этим вирусом. Роза - нет.
После окончания школы Роза пошла работать. Работала счетоводом у немецкого подрядчика.Она владела немецким языком.В 1941 в марте у Розы родилась дочь. Муж в то время работал учителем математики в школе в Лиепае. Приезжал еженедельно в Ригу. В начале войны в 1941 его мобилизовали в армию, и Роза с трёхмесячной дочкой на руках поехала к границе с Россией, а оттуда побежала дальше и попала в Кировскую область, где устроилась переводчицей в лагере немецких солдат Вермахта [т.е.военнопленных]. Муж Розы погиб на фронте в начале войны.

Роза с дочкой вернулись в Ригу, куда временно переселили и лагерь военнопленных, в котором она работала. Когда этот лагерь переправили в Германию, Роза как переводчица тоже поехала и взяла собой шестилетнюю дочку. Жизнь в Германии ей понравилась, и она там осталась. Свою дочь она отправила в Израиль к родственникам покойного мужа. Дочь училась, окончила школу. В Израиле она познакомилась с еврейским журналистом из США, и они поженились. Впоследствии они уехали в США. 
Роза умерла в Германии в феврале 1995 года. Похоронили ее на еврейском кладбище во Франкфурте.

                      Э-2.                                

Гита поступила на филологический факультет, но бросила учебу, так как ее будущий муж убедил ее, что для мировой революции это не нужно. В начале войны Гита с мужем поселились в городе Киров (о судьбе Розы она не знала, и они встретились в Риге только после войны). Мужа Гиты взяли в армию, после ранения он вернулся в Киров. В 1944 в августе у них родилась дочь.
После войны  в Риге  Гита  стала социальным работником, муж работал завучем в школе.  Он умер в начале 80-х годов, Гита умерла в декабре 1988 года. Их дочь в 90-е годы переехала в Израиль".

 Лора: У нас с Ицхаком была интенсивная переписка, позже - разговоры по скайпу. Я знала, что родители погибли в 1941 году. В одном из наших разговоров  я осмелилась его спросить, как получилось, что вы - дети - во время войны спаслись, а родители погибли. Он сказал: приезжай в Израиль, и я тебе расскажу. Я приехала в 2014 году, посетила его в городе Нагария, и он рассказал, что родителей убили латыши еще до прихода немцев. Они переехали в Гите, которая была замужем за коммунистом, Гита с мужем уехали, а родителей должна была взять машина родственников мужа. Машина не приехала за ними, они, беззащитные, остались в квартире одни, и латыши расправились с ними как родственниками ненавистного им коммуниста.

      В сборнике VII рижской конференции "Евреи в меняющемся мире" есть  статья Давида Зильбермана "Демонстрация советских евреев в Москве 10-11 марта 1971 г.  Основная роль в этой акции принадлежала рижским евреям, которые после бесконечных отказов со стороны латвийских властей группой в 56 человек прибыли в Москву и расположились в приемной Президиума Верховного Совета. Перед этим с такими же требованию сюда обращались и другие группы. Поэтому днем 10 марта с требованием о выезде в Израиль обратились уже 156 чел. с обещанием в случае отказа объявить голодовку. Среди них был и наш Ицхак. По окончании приемных часов в зал вышел заведующий приемной Скляров, который все же выслушал "реплики с мест". Люди жаловались на немотивированные отказы в воссоединении семей, на репрессивные действия власти.

Цитата:

- Много лет наша семья безуспешно ходатайствует о выезде в Израиль - с возмущением сказал Исаак Эльяшевич.- и нам никаких мотивов  не приводили. За то, что мы хотим выехать в Израиль, моего сына исключили из института и забрали в армию. А теперь нам отказывают, дескать, из-за сына, потому что он служит, а военнослужащих, мол, не выпускают. Как это назвать "внимательный подход" или издевательство?

    После этого коллективного выступления евреев начали выпускать из СССР более широким потоком, а участников этой акции выпустили  в первую очередь.

 

    17.02.2019 Ицхака Эльяшевича уже нет в живых. Когда я навестила его в  2014 г., он говорил, что в Израиль уехал в 70-х годах, но об участии в этой недолгой голодовке в Москве умолчал.

http://www.soviet-jews-exodus.com/Memory_s/MemoryZilberman_1.shtml

http://www.soviet-jews-exodus.com/Memory_s/MemoryZilberman_2.shtml