Семья Берз - Браун
Берта и Липман
ББ-1. Берта Берз с сыном Липманом.
Вспоминает Исак Брод: "Перед первым уроком в класс зашли две учительницы. Одна из них, очень представительная, интересная, средних лет, с доброй улыбкой на лице и ясными глазами представилась – ее звали Берта Липмановна Берз – и сказала следующее «Дорогие ребята! Я являюсь директором школы. А это учительница Карпина. Она будет вашей классной руководительницей. Я вам буду преподавать историю, а учительница Карпина – естествознание и географию. Вы в нашей школе будете учиться три года. Наша школа – это школа нового типа, светская, мы постараемся дать вам прочные знания. Вы станете людьми с прогрессивным мировоззрением. Мы хотим, чтобы наша школа стала вашим вторым домом. Мы всегда будем вашими добрыми советчиками». Вот примерно так мне запомнились слова нашего директора."
ББ-2.
ББ-3. Липман Берс родился в 1914 году. Его юность совпала с началом фашизации Латвии, и после длительных усилий он вместе с женой перебирается в США, где начинается его успешная математическая и педагогическая карьера.
Известно, что в советские послесталинские годы он посетил Ригу и виделся с отцом Исааком Берз.
http://skolas.jimdo.com/ученики/выпуск-1931/липман-берс/
ББ-4. Снимок 1930 года
Берта Берз через несколько лет после развода с Исааком (в 1936 году) вышла замуж за выпускника гимназии актёра Бенно Тумаринсона и в 1939-м перебралась с ним в США.
Сергей Браун: "...Его первая жена, Берта Липмановна Вайнберг-Берз, умница, насмешница и директор школы, параллельной Берз Шуле, была женщина незаурядная. Она воспользовалась своим знанием фрейдистского психоанализа, приобретенного в Берлине в Психоаналитическом институте, и стала одним из первых психоаналитиков Риги, а позднее сделала весьма успешную карьеру психоаналитика в Нью- Йорке."
В декабре 2016 в Нью-Йоркском бюллетене Courier (The Latvian Jewish Courier) опубликована статья Ивара Брода, в которой максимально полно рассказано о жизни этой замечательной женщины.
БЕРТА ТУМАРИН
ПСИХОАНАЛИТИК, ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
В конце 2010 года мы начали собирать статьи о выдающихся евреях-выходцах из Латвии для включения в Латвийскую Еврейскую энциклопедию, готовящуюся к выпуску обществом Шамир в Риге. ББ-5.
Тумарин Берта-Бася Липмановна (в первом браке - Берз, урождённая Вейнберг), (18.10.1889., Рига – 26.11.1976, Нью-Йорк) – психоаналитик, преподаватель, общественный деятель. Родилась и выросла в Риге в семье раввина. В 1909-14 гг. училась на историко-филологическом факультете Бестужевских курсов, являвшихся отделением для женщин Петербургского университета, блестяще сдав все экзамены по завершении учебы.
В конце 1918 г. вернулась с семьей в Ригу. В 1925/26 учебном году, два последовавших летних семестра и в 1931/32 учебном году она стажировалась в Берлинском институте психоанализа, причем во второй годовой стажировке ей была присуждена стипендия института.
В 1919-34 гг. Берта Тумарин была одним из ведущих организаторов, руководителей и педагогов еврейского светского образования в Риге: в 1919-25 и 1926-31 гг. – директор и учитель одной из крупнейших – 2-й городской основной еврейской школы, в 1932-34 гг. – учитель в школе для детей с задержкой развития и умственно неполноценных.
В течение нескольких лет она была директором Педагогических курсов для учителей идиша. Все эти годы она была членом ЦК ЦИШО - Централе Идише Шул Организацие, в 1929-31 гг. – председателем этой организации. Она организовала при ЦИШО в 1927 г. Центр психологической поддержки для детей, учителей и родителей, и в течение трех лет была главным психологом этого Центра. В течение многих лет она была также членом Совета Ассоциации родителей.
В 1939 г. Берта Тумарин эмигрировала в США. Сразу после приезда занялась в Нью -Йорке психоаналитической практикой и, будучи уже квалифицированным специалистом, в большинстве случаев добивалась успешных терапевтических результатов в решении глубоких психологических проблем своих пациентов. В первые годы пребывания в США она еще не владела английским языком, но среди пациентов было достаточно много немецкоговорящих. Уже через несколько лет она приобрела репутацию великолепного психоаналитика с высокой степенью интуиции.
По приглашению директора Нью-Йоркского ИВО (YIVO) Макса Вайнрайха в 1941-43 гг. она как психолог-психоаналитик вела в этом институте семинар по психологии, так же как в 1936 г. в Вильнюсском YIVO (Институт Еврейских Исследований) она руководила семинаром по проблемам молодежи. С марта 1957 г. она работала старшим консультантом по психотерапии в клинике Хантер-колледжа, читала лекции и вела семинары для врачей.
Берта Тумарин участвовала в работе многих международных психоаналитических конгрессов. С 1935 г. была членом Германского Общества психоаналитиков, с 1952 г. - членом (member-at-large) Международной Ассоциации психоаналитиков.
О жизни второй семьи Исаака Берза мы узнаем из уникальных заметок Сергея Брауна.
"Моя бабушка Тина (Тина Владимировна или, по документам, Дина Вульфовна) Якубович, по первому браку Браун, а по второму Берз, преподавала в Берз Шуле биологию и французский. Ее первый муж, а мой дед, Абрам (Сергей) Браун, один из лидеров Бунда, скончался в Нью Йорке незадолго до моего рождения, и посему Абрам-Ицик (Исаак Наумович) Берз, директор Берз Шуле, являлся, де-факто, и остался в моей памяти моим дедушкой. Он сыграл огромную роль в моей жизни и, вместе с бабушкой, а возможно, и более неё, сформировал мой характер, вкусы и привязанности. С него я и начну серию моих зарисовок.
Тина Якобович-Браун-Берз
ББ-6. Тина Берз, вторая жена Исаака Берза, преподавала в гимназии биологию и французский яз.
Слово Сергею Брауну: "Я не знаю, какой язык был родным языком моей бабушки. С близкими и друзьями она предпочитала говорить по-немецки, на языке образованных людей Курляндии и Лифляндии. Немецкая культура сквозила и в ее основательности и педантичности, в любви к чистоте и культуре тела.
Как многие бундисты из интеллигентов, менее всего она владела идишем. Это был выученный язык...В идиш, как и в преподавание, она пришла не по природной склонности, а из сознания миссии. Как Жан-Жак Руссо, она верила, что человеческая природа полностью формируется командными воздействиями общества и воспитания. Ее хождение в народ состояло в несении просвещения и культуры, предпочтительно дисциплинированного немецкого образца, в еврейские массы.
Она верила в дистанцию между учеником и учителем. Дистанция эта создавалась совокупностью совершенств, если можно так сказать. Одежда и манеры учителя должны были быть безукоризненны, его язык правилен, организован и размерен. В его поведении всегда должен был быть некий холодок, предотвращающий сближение, этакое невидимое стекло. Совершенство – атрибут богов, и я думаю, что она с ее красотой и аристократичностью, казалась ученикам несколько богоподобной.
...Может создаться впечатление, что бабушка была человеком нелегким. На самом деле всё искупалось ее очарованием, блеском и добротой."
8 июня 2019
Знакомые по Риге имена – так назвал Леонид Флят свое письмо со ссылкой http://berkovich-zametki.com/Avtory/Gilman.htm Действительно, рижанин Александр Гильман в заметке Наша семья и тоталитарные режимы упоминает многие знакомые нам имена. Об отце Александра, Юлике Гильмане, в свою очередь, рассказал в книге За рубежом былого замечательный Сергей Браун.Рига – город небольшой, но всё же не все в нём знали друг друга. А вот в сибирской ссылке 1941–1957 г.г. в районе города Канска рижане познакомились между собой гораздо ближе, в том числе семья Гильманов и семья Берз-Браун. А.Г. пишет:14 июня 1941 года всю семью арестовали. Это была массовая акция – в тот день из Латвии выслали более 15 тысяч человек. Репрессии начались намного раньше, но до тех пор они никогда не касались семей.
А это из воспоминаний Розы Браун: Ночь с 13-го на 14-ое июня. Звонок в дверь. Открывает Сеня. Заходят какие-то люди, зачитывают указ или приказ, не знаю. Сеня и я высылаемся за пределы республики. За что – не сказано. А мы почему-то не спрашиваем. Я только вскрикиваю: "А ребенок?" "Ох, у вас есть ребенок? Возьмите его с собой." Домашние ничего не знают еще. Мы спим в передних комнатах, а они в дальних. Я боюсь внезапного вторжения этих людей к маме и папе в спальню. Я прошу их остаться за дверьми, а сама "спокойно" захожу к родителям в спальню, сообщаю коротко – к нам пришли, нас высылают. Слез никаких. Прошу их встать и помочь собраться. Времени дается час, вес 100 кг, драгоценности, золото, серебро нельзя. Мама судорожно начинает одеваться. Папа садится и застывает.
В какой-то период они оказались в ссылке вместе:В тех жутких условиях приоритетом являлась дружба с соратниками. Вдова Сени Брауна тетя Роза отдала мне папины письма, которые он ей писал в первые годы депортации. Основное их содержание – с кем из товарищей удалось восстановить контакт в армии, ссылке или эвакуации... Канск стал настоящей Меккой для ссыльных латвийских евреев – их там поселилось, вероятно, несколько сот человек.
А.Гильман четко сформулировал цель депортации буржуазных семей из Латвии и шире – из Прибалтики. Теперь можно понять, что главным назначением акции было обеспечение национализации собственности. Этот опыт сталинский режим использовал при проведении коллективизации – массового ограбления крестьян. Имелось в виду, что если удалить только главу семьи, то возмущаться будут его наследники, поэтому выслать надо всех.
Еще цитата: Фактически депортация спасла жизнь многим высланным евреям – они составляли примерно 12% жертв [т.е.высланных], больше, чем их доля в населении Латвии.
Лора: время от времени я перечитываю воспоминания Розы Браун и каждый раз как будто впервые. https://skolas.jimdo.com/во-время-войны/роза-браун/
Хлеба за всю зиму 1941-1942 ни разу не едим. Февраль 1942 года. Начинаю искать выход. Ведь я глава семьи – так числюсь в списках МВД, но так и на самом деле. Подыскиваю работу в Канском пригородном совхозе. Там дают на рабочего, т.е. на меня, 400 гр. хлеба и на иждивенцев по 150 гр. Мы счастливы. В молоканке наливают молоко для ребенка до краев, предлагают принести посудину больше 0,5 л, но где ее взять? Выменяла литровую стеклянную банку, несу ее с молоком бережно, ежедневно получается почти 1 литр. Делим 0,5 л ребенку с хлебом, а 0,5 литра на взрослых. Упоминает А.Г. и о Липмане Берзе, покинувшем Латвию в 1936 году, двадцатидвухлетним, сразу после переворота. В США он стал видным математиком, мы в институте учили математический анализ по его учебнику. Он характеризует его как друга отца, а у меня вопрос, не учился ли Ю.Гильман в нашей школе?
За неделю до начала войны,14 июня 1941 г. семья Берз - Исаак и Тина Берз с дочкой Шелли, и семья сына Тины от первого брака, Сени (Сендера), в числе тысяч других «политических и буржуев» Латвии были арестованы. Сеня попал в лагерь и погиб. А Берзы и жена Сени Роза с двухмесячным Серёжей были этапированы в Сибирь на поселение. При этом сам Берз с 1942 по 1950 год находился в исправительно -трудовом лагере, будучи осужденным за "террористическую деятельность".
О том, как происходила депортация, потрясающе живо рассказала жена Сени Роза Браун. Рассказ Розы о жизни в ссылке дополнен воспоминаниями ее сына Сергея Брауна.
В 1956 г. Исаак Берз с семьёй вернулся в Ригу.
ББ-7, ББ-8
ББ-9. Кладбище Шмерли.
У могил Исаака и Тины Берз посетивший Ригу Ивар Брод и наш главный рижанин Марк Иоффе.
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
В.А.Жуковский