Исак Брод (окончание 2-й части)

1928 год. Пешеходная экскурсия. (стр. 13)

 Остался в памяти очень радостный эпизод лета 1928 года. Я закончил предпоследний класс и выбрал самый полезный и активный отдых – пошел работать на плацу лесопильного завода. Что может быть полезнее и лучше: на свежем воздухе, в солнечный день, в трусах и майке. Еле дождавшись обеденного перерыва, купался, аппетит волчий, ты молод, здоров и вся жизнь впереди. И готов ты на все по первому зову. Это было в первой декаде июня. Как-то я вернулся с работы и нашел записку от учителя Шнеера (Шнеура). Шнеер был самым молодым учителем. Когда мы пришли учиться в 4-й класс основной школы в 1922 году, ему было около 20 лет, а мне 13-й год. Так что мы с ним подружились на все годы. По записке я к нему пришел вечером. Он предложил следующее. Он вместе с учительницей Лией Вульфсон решили организовать туристский поход по маршруту Рига-Стенде, расстояние 180 км (на самом деле 92 км, видимо, туда и обратно). Они составили список участников из 15 юношей и девушек. Все наши ребята в списке, они и меня включили. Я был очень благодарен. Но... И тут я рассказал ему, что я уже устроился на каникулы на работу. Тогда наш дорогой учитель предложил выделить мне в кредит бессрочно 30 лат. Он даже предложил деньги без возврата, но я наотрез отказался. Я согласился на кредит, а, главное, я был тронут его вниманием и соучастием. Поход был задуман на 12 дней. На все расходы надо было иметь 15 лат. Остальные деньги я отдал матери. Выход должен был состояться 15 июня. Сбор в 7 часов утра на дворе школы, нашей бывшей школы (сейчас 27-я средняя школа). Каждому из нас выдали в пользование спортивный костюм и кеды, так что все были одинаково одеты.

В назначенный срок все как один явились и шагом пустились в поход с походными песнями на устах. С короткими передышками мы в первый день прошагали примерно 30 км и дошли до станции Меллужи – тогда эта станция называлась Карлсбад-2 – и тут сделали первую большую остановку, организовали отдых, обед и ночевку. Там было наше летнее учительское общежитие, и они нас очень радушно приняли, организовали нам настоящий праздник. А на следущее утро мы, обновленные, продолжили путь. От Меллужи до Кемери мы доехали поездом, а от Кемери до Тукумса шли пешком, и к вечеру очень усталые, но довольные, добрались до еврейской школы, где нас ждал заведующий, учитель Трок. В школе был для нас организован прием, ужин и ночлег. Все спали как убитые до утра. Тукумс, красивый, холмистый, утопающий в зелени городок. В Тукуме мы остались до следующего дня. К нам пришли в гости ученики местной школы. Мы вместе с ними шли к ним в гости, а вечером организовали в школе совместный концерт самодеятельности. Гуляли допоздна, а рано утром многие нас проводили в наш путь. К нам, к нашему походу присоединился сын Трока, парень наших лет, хороший веселый парень. Прошли мы в этот день примерно 20 с небольшим километров и остановились в Кандаве. Там мы устроили отдых и ночлег.

Там уже не было так празднично, как в Тукумсе, но так же  хорошо и интересно. Поили нас там парным молоком, сметаной и творогом со свежим домашним ржаным хлебом и было это так вкусно, что вкус остался у меня в памяти по сей день. Там мы тоже провели целые сутки и с пением пошагали дальше. Природа в этих местах очень красивая. В лесу много деревьев разных пород. Параллельно идет хорошо асфальтированная шоссейная дорога. Прозрачные озера и речки, и ты вместе с друзьями шагаешь, и так хорошо и светло на душе, и ты готов обнимать весь мир. И жизнь хороша, и жить хорошо. После примерно каждых 10 км привал на 30 минут и опять вперед. Весело и легко с песнями на устах мы шагали как заправские солдаты и к вечеру  усталые, но довольные, добрались до намеченного пункта – местечка Сабиле. Встретить нас пришли школьники местной школы.  Они нас радушно поздравили и доставили в школу. Мы были очень уставшие и еле держались на ногах. Но это не мешало нам выкупаться в речке. Потом с волчьим аппетитом кушали кашу и  пили парное молоко со свежим ржаным хлебом. Что могло быть вкуснее, вряд ли марципаны. А потом уснули как убитые. Встали на следущее утро обновленные и как бы вновь рожденные. Собралось много местных ребят, уделили нам очень много внимания. Зто было 22 июня, и мы по крепкому уговору местных остались там на Лиго. Вместе с местными ребятами мы готовились к празднику, изготовили много венков, чтобы хватило для всех. Подготовили программу – смесь нашей самодеятельности и латышского фольклора, посвященные Лиго. Ночью зажгли костры, танцевали вокруг костров и веселились до утра, и там же на месте упали как мертвые в глубокий сон. Проспали пару часов. А утром были опять готовы к «ратным подвигам». Сердечно мы распрощались с нашими новыми друзьями и пошагали вперед к последнему пункту нашего маршрута – станции Стенде. Всего за 12 дней нашего туристического похода прошагали мы 180 км. Столько много интересного и радостного мы имели за это время, жили безотлучно вместе. Эти коллективно проведенные 12 дней остались как светлый луч у нас всех на всю жизнь.

1928 год. Последний учебный год. (стр.15)

Кончилось лето. Я – ученик последнего класса гимназии. Желание каждого ученика, это можно с уверенностью сказать, скорее закончить школу. Но при этом никто из учеников не подумает, что это самое радостное в жизни время, и что эта пора больше не повторится, что это время будет в памяти как яркий луч на всю жизнь. Первые дни в школе особенно радостные. Мы опять все в классе, приглядываемся друг к другу. Вроде стали солиднее. Первые дни особенно интересно, соскучились и не можем наговориться. Проходит несколько дней и все входит в колею, становится нормально. Все вернулись и сидят на своих старых местах. Я сижу на последней парте. Мой напарник Альбер (Альбер Аба). Он вообще не из нашей среды. У его родителей обувной магазин, живут они материально хорошо, он хороший спортсмен, пришел к нам из частной школы, владеет хорошо немецким и латинским языками. Интересы у него совсем другие и идеология другая, чужая. Однако мы с ним неплохо дружим. Он занимается боксом, любит ухаживать за девушками. Он из другой среды, меньше всего интересуется политикой. После школы он начал писать роман, где героями были, главным образом, спортсмены. Говорили, что этот роман он даже напечатал. Он рано женился и куда-то далеко уехал, исчез с нашего горизонта навсегда.   

Передо мной сидели Мейше Иткин и Бая Скутельская. Об их судьбах – позднее.

 

Последний учебный год в гимназии в целом сложился для меня далеко не благополучно, особенно по условиям дома. Отец очень тяжело заболел. Мы даже сперва не подозревали, как отец серьезно болен. Он молчал и только редко жаловался на боли. Он вообще всегда был худощавый, но тут на глазах начал худеть, перестал кушать, пил только чай (чай он всегда любил и мог выпить стаканов десять подряд). Стакан молока и тарелка молочного супа – это была вся его еда. И даже это плохо переваривал. Средств, на что жить, тоже не было, и вызвать лишний раз врача было целой проблемой. Бедный мой отец, он страдал и молчал. Чтобы заработать пару копеек, мать начала разносить молоко по улице Московской. Одна женщина держала корову, и вот ежедневно рано утром мать ходила к ней забрать весь удой и разносила соседям по нашему дому. Соседи очень охотно поддержали и шли прямо к нам на квартиру, чтобы облегчить маме, и таким путем мама заработала пару копеек на хлеб насущный. Этого хватало, как говорится, с воды на кашу. Всю тяжесть я взял на себя, заимел местные уроки, в среднем три урока в день. Утром шел в школу, сразу после школы шел на свои уроки. В одном доме мне не только платили за урок, но под разными предлогами и подкармливали. Это был богатый дом, и относились они ко мне прямо по-родственному. Уроками я зарабатывал примерно 2,5-3 лата в день. Так что мне удалось освободить мою мать от ее тяжелого и не очень почтительного труда, из-за которого больной и гордый мой отец особенно переживал, и я не меньше. И, кроме того, мама должна была ухаживать за больным отцом. Я имел еще большую общественную нагрузку, руководил школьным клубом. Домой ежедневно я возвращался очень поздно, садился за уроки, и, сидя, прямо засыпал от усталости, и так день за днем.

Физически был я довольно крепким парнем веселого нрава, так что это меня всегда выручало. Учился я довольно посредственно, у меня просто времени не хватало. К счастью, у меня была хорошая память, и это меня выручало. Время шло незаметно, быстро, и вот уже приблизились выпускные экзамены. Последнюю четверть в школе идет повторение всех предметов. Было мне совсем не легко. Только не роптать и не сдаваться, уже начались экзамены. Экзамены тогда сдавали почти по всем предметам, и тут в середине экзаменов подвернулась очень хорошая работа. Замечательные условия – 200 лат в месяц, работать 5 дней в неделю на свежем воздухе, на плотах записывать меры длины и ширины бревен. О более удачной работе я не мог мечтать, и главное – такой заработок. С большой благодарностью вспоминаю, с каким пониманием отнеслись ко мне учителя. От нескольких экзаменов меня вообще освободили: по истории и латышскому языку. Правда, этими предметами я хорошо владел. Но не это же важно. Они и на остальных экзаменах смотрели сквозь пальцы. И так я накануне Лиго сдал последние экзамены. На торжественном выпускном акте я из-за работы не мог присутствовать. Но на школьный выпускной вечер я пришел и был вместе со всеми. Нас поздравляли, было много выступлений.

Очень тепло говорил директор Берз, очень душевно говорил наш классный руководитель Харлаш, да и остальные учителя. Вот д-р Лифшиц: в течение долгих лет я с ним и по жизни встречался, и по учебе на педагогических курсах, а позднее и по работе в школьной организации. Я об этом еще расскажу потом. Говорил еще учитель Закс, интересный человек и очень хороший педагог по физике и химии. Его жена была немка, вместе с двумя сыновьями она его оставила и со всеми немцами за два года до войны уехала в Германию. А после начала войны вернулась в Латвию и вместе со всеми фашистами и латышскими националистами уничтожала евреев, которые по разным причинам не эвакуировались в начале войны.

Но я заговорился и отступил от основной темы. Все ребята и также учителя просили, чтобы я выступил. И как же я мог отказаться. Четыре года я был так тесно связан со школой, с ребятами, активно участвовал в общественной работе школы. Говорил я с большим волнением и воодушевлением, и это волнение всем передалось, и все присутствующие мне долго аплодировали. Я даже не подозревал, как все были привязаны ко мне и как я был привязан к ним. Прощай, школа. Спасибо вам, учителя, спасибо вам, мои дорогие школьные друзья. Со многими из моих школьных друзей я продолжил дружбу долго, а с некоторыми сохранилась наша близкая дружба многие десятилетия. Особенно мне дорог друг моего детства, моей юности, с которым мы вместе в течение всей моей жизни по сей день Иоселе Гарфункель, а также и Мотл Бармазель. К ним я еще много раз вернусь.