ИДИШ

                Л.Лерер Нью-Йорк               

 Каждый недостаток имеет свое преимущество, и каждая потеря несет в себе какой-то выигрыш. Одно из заметнейших различий жизни евреев в Америке и в восточно- европейских государствах в том, что мы здесь не имеем организованных еврейских общин и отдельной еврейской политики. Это содействует тому, что различные группировки еврейского мира редко встречаются между собой, не знакомятся, не поддерживают друг друга, разъединены. Каждая группа занята своими проблемами, беды и радости, и только большие события, которые имеют отношение ко всем евреям, сводят их вместе. И это, безусловно, большой недостаток, который моментами очень чувствуется, но зато есть преимущество большего спокойствия и меньше взаимной вражды, больше возможностей понимать друг друга и меньше недостатков, которые мы находим в европейских еврейских общинах. В Польше, например,  невозможно, чтобы две рабочие партии договорились пойти вместе одним избирательным списком. А у нас в Америке возможно, чтобы религиозная сионистская организация узрела ценность идиш для еврейской жизни и встала осознанно на сторону идиш.

Эта история очень интересна и стоит того, чтобы вы с ней познакомились. В США есть ортодоксальная  еврейская организация, которая  называется Янг Израэл, т.е  Молодой Израиль. Она состоит в большинстве из рожденных в Америке молодых людей. Они сионистически настроены, против  идиш, а их язык английский. 18 лет существует эта организация, и сейчас на 19-м году они обнаружили, что им чего-то не хватает, чтобы они себя уютно чувствовали в еврейском мире. Им не хватает идиш!

Каждый народ имеет и должен иметь разные группы.  Одна может быть очень далека от другой, но должно существовать элементарное требование, которое представляет что-то важное  в жизни народа. Янг Израэл оглянулась и поняла, что это идиш.

Возможно, что в разгаре еврейской жизни этот накал обоюдной вражды был так велик в Восточной Европе, что такая организация как Янг Израэл психологически была бы неспособна узреть такую правду. Поэтому если радикальные и современные кричат Гвалт, евреям нужен идиш, евреи других групп должны ответить Давайте уничтожим идиш, не чувствуя, что они подготавливают собственную гибель в буквальном смысле этого слова.

Как бы  то ни было, случилось всё по-другому, всё то, к чему мы привыкли. ЯИ  в декабре 1930 года выпустил впервые в ее истории еврейский сборник под названием За идиш. Вот что мы читаем там в первой статье:  ЯИ  выяснил, что то, что молодежь не говорит на идиш и не читает на идиш стихов миллионов идиш-говорящих евреев, основы основ нашего народа, это и разделяет нас на две группы, так что одна не понимает другую. Мы, молодые евреи, идущие по старому, но вечно новому еврейскому пути, пути одного бога, одной религии, одного народа, решили убрать эту помеху, которая отделяет нас от еврейского  большинства и вернуть местную молодежь к языку идиш, на котором  говорит наш народ, и к еврейской  молодежи.  и посредством этого стать на сто процентов  едиными с нашим народом. Янг Израэл становится  Юнг Исроэл. Никто не может совершить ошибку и думать, что их религиозность вела к идиш. Все культурные ценности, которые недавно созданы, являются ценностями светского характера. Не это их могло привлечь, но всё же верно, что они обеими ногами стоят в еврейской жизни и не будучи отравленными партийной враждой, и не будучи ослепленными фанатическим самоубийственным ивритизмом, они должны были придти к единственному решению к которому ведут наши здоровые национальные инстинкты - к идиш.

 

Пропущено

 

И чтобы не проливалась еврейская кровь, что в то время означало их надо сжечь заживо. Я часто сейчас слышу такие чудесные слова по соседству с совсем не чудесными поступками по отношению к идиш, что напоминает мне о той страшной формуле 16 столетия. Да, они обращаются с идиш так жалобно, как только возможно, и чтобы не проливалась их кровь.

 

Сейчас, к 10-летию ЦИШО Латвии пусть успокаивает мысль, что наш идеал все глубже и глубже проникает в самые широкие слои нашего народа, что мы стремимся не только к нашему педагогическому идеалу воспитания на родном языке и не только к педагогическому идеалу прогрессивного человечества, но также за культурное оживление  и культурное бытие всего (целого) народа.