А.БАРМАЗЕЛЬ. ИЗ ЖИВОГО ИСТОЧНИКА

Рабиндранат Тагор рассказал сказку о старом индусе, которому жизнь надоела, и он пошел к реке топиться. По дороге его встретил король и спросил, в чем причина его печали? Индус ему ответил, чтоему надоела жизнь, и он в жизни не видит никакого смысла. Король предложил ему половину своего состояния, чтобы индус мог всё в жизни и благодаря этому избежать мрачных мыслей. Но старик отказался от богатства и пошел дальше. Он пришел к реке и увидел там играющего ребенка. Индус посмотрел в его детские глаза, и в его душе открылся новый источник жизненной энергии, только сейчас он понял, в чем смысл жизни. Те же самые лучи детских глаз, пробудившие старого индуса к новой жизни, так же давали энергию первым основателям еврейской школы.

Сейчас, к 10-му юбилею еврейской школьной организации в Латвии уже есть первые ласточки, которые прошли всё развитие еврейской школа с начала до конца, и мы являемся свидетелями, что в этом был смысл, и это стоило делать. Нас довольно много – тех, кто имел счастье получить образование в светской еврейской школе. С первых шагов обучения наше развитие шло в ногу с ростом еврейской школы, - основной школы и средней школы, не хватало пока еще еврейского высшего учебного заведения, где десятки выпускников еврейской средней школы могли бы естественным образом продолжить свое образование.

Еврейский хедер и Талмуд-Тора на разных языках, где еврейская молодежь получала свое образование, для нас уже анахронизм. Мы знаем о них из литературы, по рассказам и из истории. Это изменение в системе еврейского образования также изменило важную черту в психологии еврейской интеллигенции. До нашего времени еврейская интеллигенция постоянно сознавала, что свой интеллектуальный багаж она почерпнула в чужих университетах, в чужой литературе и у чужих народов, и одаренная чужими дарами она впоследствии вернулась к своим корням.

Самым лучшим символом прежней еврейской национальной интеллигенции, вероятно, является А-нский. Долгие годы он восхищался русским народом, ему он отдал свои лучшие силы. И только посредством русского народа, через его  литературу и через произведения других народов он пришел обратно к еврейской массе. Путь современного еврейского интеллигента совершенно другой. Не сначала отвернуться от всего еврейского и пуститься на поиски в мире, а потом возвратиться, как богомолец-романтик и начать переоценивать прожитую жизнь, а прямо с самого начала пойти в мир через своё, вжиться в своё, в свою жизнь, в свою общность.

Возможно, не только язык идиш был главной сутью, но исторически так произошло, что именно с еврейской школой на идиш непосредственно завязался целый узел целей и идеалов, на которых основалась светская еврейская культура. И за всё это- за то, что она вплела нашу жизнь во всё человечество, освободило наше мировоззрение от теологического и однако не отрывая нас от основ нашего детства, тысячи выпускников еврейских школ будут им благодарны.

И если возникнут моменты личных сомнений, надо заглянуть в детские глаза, и тогда увидишь смысл жизни и резервуар свежих сил, которые идут нам на смену.