Бармазель

Абрам Бармазель был учеником реал-класса.

Фамилия Бармазель произошла от арамейского слова бар (сын) и ивритского слова мазаль (ну и на идиш "мазл"), которое означает везение, удачу. Соответственно, Бармазаль переводится как удачливый человек". Фамилия настолько благозвучная, что и не задумываясь над смыслом, товарищи звали его не по имени, а Бармазл.После войны он бывал в Москве, всегда держал связь между школьными товарищами, учителями,их родственниками.то он прислал на несколько дней в Москву книгу Менделя Марка врейская светская школа в Латвии", которую законспектировала Мая Родак.

Архив Бармазеля,  сохраненный его племянником Львом, оказался богатейшим источником пополнения нашего сайта.

Абрама Бармазеля никто не звал по имени, только Бармазель, вернее, на еврейский лад, Бармазл. А дети учеников, соответственно, дядя Бармазель. У него было слабое здоровье и характерный, очень слабый голос. Тем не менее, он работал учителем. Был очень начитан, увлекался философией, был единственным другом очень разборчивого в дружбе Моисея Иткина. Марк Иоффе нашел чудесную фотографию совсем юного Бармазеля, и попросил заменить послевоенную. Всё же помещаем обе.


                Барм-1                                    Барм-2

 

Барм-3. Ниже фотография из архива Бармазеля, видимо, учительские курсы. Она названа Дом учителя, Юрмала. 1933 год. Бармазель сидит 2-й справа.

Преподавать он стал сразу после окончания гимназии, мы находим его в списках учителей 1930 г. Преподавал математику. Участвовал в юбилейной конференции ЦИШО, где произнес вдохновенную речь под названием "Из живого источника".

Вспоминает Сергей Браун:

Другим, еще более крайним (нежели Израиль Браун), интровертом в Берз Шуле был Бармазл. Я познакомился с ним, когда осенью 1957 года я вернулся из Сибири в Ригу. Я поступил тогда в 15-ую среднюю школу, где Бармазл преподавал психологию и логику, а, когда эти дисциплины были удалены из куррикулюма, заменял отсутствующих учителей. Нас послали в деревню, и Бармазл за нас отвечал. Этот тихий человек с еще более тихим голосом никак не мог совладать со стайкой подростков, полных своей недавно обретенной сексуальностью и страстью к независимости. В общем, он давал нам полную свободу, но видно было, что он страдает от невозможности выполнить свой долг. Этот милейший и добрейший человек пытался нас увещевать, но его голос просто не был слышен. Наш класс был наполовину еврейским, поэтому вряд ли отличался от старших классов гимназии Берза. Никогда я не видел человека менее приспособленного к профессии учителя, которая предполагает, по самой своей сути, некоторую харизму. Было бы очень интересно узнать о его работе в Берз Шуле от помнящих его учеников.

 

На призыв Сергея Брауна откликнулась ученица рижской школы Бела Мулнер (июль 2013):
Пишет Вам бывшая ученица 15 ср. школы, а также ученица преподавателя Бармазеля по логике и психологии Бела Мулнер (выпускница 1953 г.) Вообще, я почти никакой интересной информацией не владею, но с большим уважением  отношусь к тому, чем Вы заняты. Поэтому несколько скудных воспоминаний. Бармазеля, конечно, нельзя было назвать педагогом в советском понимании. Чувствовался в нём особый непонятный мир. Говорил он очень тихо. Его любимой темой был СИЛЛОГИЗМ. Когда он говорил, что сегодня будет опрос и выставление отметок, класс приходил в ужас. Мы не знали, как готовиться к его предметам. И опросов как таковых не было. Откуда-то из древнегреческой или римской философии он черпал свои примеры, давал предложения, а мы их должны были продолжать. Ну, тот, кто мог сочинить или найти свой силлогизм был достоин автоматически пятёрки. Внешне он был неказист, невысок, но  довольно эмоционален, любил красивых учениц, выдавая это лёгкой тональностью. "Ну,вот Ерасова нам сейчас и скажет". И всё. 
Как я теперь понимаю, он жил в другом, особенном мире. Не скрывал своей эрудиции. Уроки проходили неформально. Наш класс был преимущественно еврейским, а в нём-таки (Бармазеле) витал еврейский интеллект.
Бела.      
В следующем письме добавление в связи с тем, что у Бармазеля было второе имя: Мотл:
"На ваш вопрос сообщаю, что имени Бармазеля не знаю. Мне только удалось  точно узнать, что он преподавал ещё и в железнодорожной школе, что была также на Висвалжу, и тоже Бармазель".
Как видите, фамилия настолько выразительна, что заслоняет собой имя!

Остальные снимки из архива самого Бармазеля, любезно предоставленные его племянником Львом.

Барм-4. Сидят Рива Шемер, Иосиф Гарфункель, Исаак Родак, Эйда Беркович.

Стоят Исак Брод, гутман Хотьянов, Боя Беркович, Абрам Бармазель.

Барм-5. C учениками Огрской школы

Барм-6. По-видимому, с коллегами.

 

 

 

 

Барм-7. Фото от Сергея Брауна.


 

 

 

 

 

 

 

 

Барм-8. Бармазель -оратор. Слева Гарфункель, справа Брод. На вечере с И.Родаком.

  Барм-9. Заговорщики. Где-то в лесу сочиняют революционное воззвание. Бармазель - главный.
Брод уже подписал. Слева в светлом костюме жена Б.Берковича Вера.

 Барм-10. За роялем профессор рижской консерватории Герман Браун.

Стоят Иосиф Гарфункель  и Лёля Иткина. Левее поющей женщины сидят Эсфирь

Цейтель и Бармазель. Справа  от Гарфункеля  Шолом Гуревич.

     

Барм-11. Герман Браун, Бармазель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барм-12.Им весело!  Верхний ряд: Исак и Лия Брод, П.Вассерман, Бармазель, Иекутиэл Вассерман, Дора Альперович, Герц Рапопорт.
В среднем ряду:  Лёва и Мери Флор , Роза   Гарфункель, Фира Сандлер,  Эйда Беркович, Бая Скутельская.
Внизу Соня Рапопорт, дочь Эйды юная Ира, Ю.Сандлер, И.Гарфункель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барм-13.Сидят:  Вульф Альперович, за ним слева наполовину спряталась Лия Брод, справа  Исак Брод, к нему наклонился Г.Рапопорт, задумалась Дора Рабинович (Альперович). Сзади в профиль Юда Сандлер, у него на коленях юный сын Иосифа Гарфункеля Феликс.

Следующий снимок помогла расшифровать Рута Максовна Марьяш: снимок сделан в доме еврейского писателя Марка Разумного.
В статье Википедии, взятой из Еврейского журнала, о нем сказано так: Когда Марку было всего два года, его родители переехали в Ригу, надеясь найти там свое счастье. Но надежды не сбылись, бедность сопровождала их и на новом месте. Марк стал учиться в местной гимназии. Обнаружив тягу к рисованию, он перешел в школу искусств.
...Разумный - не только журналист и писатель, но и общественный деятель. Перед войной с нацистами он становится секретарем еврейского культурного центра Риги, который возглавлял профессор М. Шац-Анин.
... Разумный, как и многие его коллеги по перу, не избежал участи многих деятелей еврейской культуры. Он был арестован в Риге 4 апреля 1950 года, а 27 января 1951 года Особым совещанием при МГБ приговорен к 10-летнему сроку лишения свободы. Правда, отсидел Марк Абрамович «всего» пять лет и был полностью реабилитирован в 1956 году
.
Барм-14.На снимке Марк Разумный сидит второй справа. Слева первая - Соня Танкель. Рядом с ней Бармазель, которого Р.Марьяш аттестовала так: известный рижский деятель еврейской культуры, педагог и литератор Бармазель.                      
                                   

 Л.Иткина: Фамилия Бармазель произошла от арамейского слова бар (сын) и ивритского слова мазаль, которое означает везение, удача. Соответственно, Бармазаль переводится как удачливый человек". Фамилия настолько благозвучная, что и не задумываясь над смыслом, товарищи звали его не по имени, а Бармазл.После войны он бывал в Москве, всегда держал связь между школьными товарищами, учителями,их родственниками.Я  помню его московские посещения нашего дома, его приезд вместе с И.Гарфункелем и Б.Берковичем к Бродам на дачу в Дубулты, где я гостила со своим сыном. А потом в начале 90-х моё посещение его квартиры в Риге, где она удивительно напомнила мне московское жилище моего папы после развода.Тот же почти спартанский стиль, с множеством книг и большим письменным столом. Это он прислал на несколько дней в Москву книгу Менделя Марка врейская светская школа в Латвии", которую законспектировала Мая Родак.
Разумеется, все советские годы его продолжал волновать "еврейский вопрос" во всех его
аспектах: дискриминация, преследования за "национализм", невозможность говорить и писать о массовой гибели евреев во время войны, невероятно узкие рамки позволенного говорить и писать на идиш. Помню, что они обсуждали с папой журнал Советише Геймланд. И когда началась Перестройка, он, зная предмет непонаслышке, вместе с Хоной Брегманисом написал в 1988 году смелую для того времени статью  в газете "Literatura un Māksla",
где,

насколько позволял газетный формат, изложена вся история еврейского образования в Латвии. "Были такие школы" -таково название статьи,  русский  перевод которой осуществил недавно Ивар Брод.

Барм-15.Предыстория статьи такова. Осенью 1988 г., когда многое дышало приближением перемен, редакция газеты "Literatura un Māksla" ("Литература и искусство") задумала один номер посвятить еврейскому меньшинству в Латвии. Х.Брегман, ставший потом первым директором еврейской школы,  был одним из организаторов этого проекта, а вообще известным в Риге педагогом, директором  большой вечерней школы.
В статье авторы строят не слишком смелые планы об организации в Риге воскресной еврейской школы, еврейских школ с преподаванием на латышском и русском яз.

11 июня 2018

 

Сигулда 1960

 

Фотография обнаружена в архиве Маи Родак.