История школы

Чтобы наши дети могли понять, почему у школы такое странное длинное название, надо представить, в какое время и какими силами создавались такие школы.  В царской России таких школ не было. Не знаю, были ли нерелигиозные еврейские школы в Европе в начале 20-го века, думаю, что нет. Евреи Европы были в основном настроены на ассимиляцию.
   А 19-й и начало 20-го века бурлили. Молодёжь российских еврейских местечек рвалась в город учиться в гимназиях и университетах, заражалась революционными настроениями, участвовала в студенческих волнениях и к началу 1-й мировой войны состояла во всевозможных политических течениях и партиях. Еврейские национальные движения делились на сионистов, социалистов-территориалистов, ассимиляторов, бундовцев, гебраистов, идишистов…. Все издавали свои листки, газеты, проводили конгрессы, собирали средства и мечтали о светлом будущем – кто для всего человечества, кто отдельно для вышедших из местечек евреев.
    В 1914-1916г.г. многие еврейские семьи из маленьких городов и поселений Латвии (территории России с преимущественным проживанием латышей) перебрались в Ригу.  Среди них были и наши малолетние родители 1910-11г.г. рождения. Мальчики отказывались ходить в хедер, они читали газеты и восторгались революционными событиями в Петрограде и Москве. Общественный подъем захватил всех.
   Дальновидные образованные люди думали о детях. Еще в гражданскую войну демократически настроенные учителя   по всей Латвии стали учитывать еврейских детей и создавать сеть нерелигиозных еврейских школ с языком идиш. Был создан еврейский демократический учительский союз. Установившаяся в октябре 1917г. Советская власть относилась к этим идеям дружелюбно, хотя коммунистов среди учителей в то время не было.
    После образования в 1920г. независимого Латвийского государства споры о языке еще продолжались. В 1920/1921 учебном году «Отдел просвещения евреев Латвии при Министерстве образования» (Департамент меньшинств) обратился к школам с циркуляром (на русском яз.), запрашивающим, какой язык преподавания они предпочитают (из идиш, древнееврейского, русского и немецкого). Победил родной язык, мутершпрах, на котором говорили в большинстве еврейских семей – идиш.
     В марте 1921г. собралась 1-я еврейская учительская конференция, создавшая централизованную школьную организацию Латвии (ЦИШО). Примечателен доклад 30-летнего Исаака Родака, в котором была высказана такая мысль: "Мир ребенка (им пренебрегали) рассматривался как нечто незначительное… наша школа должна дать ответы на всё, что интересует ребенка, должна будить его интерес к исследованию и творчеству. Душой новой школы должна стать работа духовная и физическая. Интернациональный детский союз должен стать у нас на повестке дня… Будет создан мировой детский Интернационал с его периодическими съездами, периодическими мировыми праздниками. Это - далёкая цель, но она станет реальностью в новом мире счастья и братства».
      В 1919 г. наши родители пошли в школу. Эта школа называлась основной школой (грунтшул). Вот первая сохранившая школьная фотография наших родителей, 4-я основная школа, 3-й класс,1921/22 учебный год.
 

И-1.Знаем здесь далеко не всех. Во 2-м ряду сидят  учительница  Фаня Родак (в белой блузке) и учитель Каган. 3-й ряд:  Крайняя слева, возможно, управляющая хозяйством школы Ида (Ита) Ширман /17.05.15 - нет, это не Ита!/. 3-я слева  Лёля Гольдина,5-я Зара Рафайлович, 2-я справа учительница  Ребекка Ривош, 3-я справа учительница  Р.Якобсон.
В верхнем ряду 2-й слева Моисей Иткин, 3-й Иосиф Острун, 5-й Берчик Шнайдер. В косоворотке учитель Бен-Элул (Райхрудель).
Следующая фотография IV класс, 1922/1923 учебный год:

 И-2. На этом снимке: сидят в нижнем ряду 4-я слева Йетта Гольдина (?), крайняя справа Леа Шофер. Девочек 3-ю слева и 4-ю справа мы узнаём и на других снимках.

Во 2-м ряду сидят слева направо: Зара Рафайлович, Лёля Гольдина, 5-я слева Циля Хиршберг, 3-й справа учитель Каган. Слева от него управляющая школой Ита Ширман.
3-й ряд: крайний слева Берчик Шнайдер.
Верхний ряд: крайний слева Моисей Иткин, 4-й Иосиф Острун.
Далее рассмотрим фотографию, скорее всего, 1925 г.

 

 И-3.Здесь мы  видим в верхнем ряду  И.Оструна (3-й слева),  справа от него Котера, учительницу Розу Левенсон, далее Цилю Хиршберг и с краю З.Рафайлович (Рафу). 

Стоят ниже: 2-й слева Лев Вульфсон, Хая Иоффе(?), ?, Л.Гольдина, ?,Самсон Писецкий по кличке "Шамке", Пинхас Тавьев, в белой блузке Фаня Родак. 
 Сидят: 2–й слева Б.Шнайдер, перед ним на белой скамеечке Л.Шофер, 5-й М.Иткин, далее Р.Рибовская, правее безымянная девушка с фото 1922 г. и крайний справа безымянный молодой человек с фото 1925 г. Он выглядит намного взрослее учеников, здесь он явно в качестве педагога,возможно,после окончания летних педагогических курсов.    
     

    Осенью 1919 г была открыта еврейская гимназия, еще до того, как основные школы осуществили свой первый еврейский выпуск,её возглавлял до 1934 г. Исаак Берз. В первые два года во всех классах гимназии учились на русском языке. Но уже с первого дня ввели уроки идиш, еврейской литературы, еврейской истории, древнееврейского языка.     

   Гимназии в Латвии не относились к системе обязательного образования. Учащиеся должны были вносить плату за обучение. Но 40% учеников город освобождал от оплаты. Школьный совет и родительский союз содержали некоторое количество учеников на свои средства. Плата за обучение не являлась препятствием ни одному из выпускников основной школы продолжить учебу в гимназии.
    Первый выпуск "абсолютных" идишистов состоялся в 1925г.
   Это фотография 1924 года. На обороте надпись: V выпуск рижской городской средней школы, июнь 1924.
И-4. На снимке: молодой директор Исаак Берз (сидит в центре,5-й), слева от него учитель математики Арон Решин, 2-й слева  бывший приват-доцент Московского университета выдающийся Марк Вайнтроб; справа от Берза учительница русского языка и истории Бетти Гурвич, далее в этом  ряду учительница биологии Тина Браун (впоследствии Берз). Чуть выше слева стоит учитель идиш Израиль Браун, рядом правее Михаил Фальков (бывший ученик гимназии,здесь учитель математики и одновременно  студент университета). Далее Израиль Хендин (Гендин?), Самуил (Давид) Иткин (будущий доктор биологических наук), Арон Шердут, Фейга Гуревич, ? Сера Голомбек, ?, ?, Филипп Гиршович, Бэр Абесгауз. 
     В верхнем ряду учительница русского и немецкого Рахиль Глейзер (в скором будущем Лифшиц), справа от нее  Хаим Решин (брат учителя), учитель идиш и еврейской литературы Исаак Родак (будущий сотрудник Академии педагогических наук в Москве), Цалель Фель.
     В нижнем ряду сидят на полу слева направо: ?, Илья Морейн,  Моисей Гуревич. 
     Можно ли назвать кого-то еще? Проверьте ваши семейные альбомы, снимки 20-х годов. Те снимки были прекрасного качества, сравните их с этим и другими коллективными снимками тех лет. Может быть, мы сумеем к этому списку добавить новые имена.

    И вот наши родители (точнее, будущий выпуск 1929 года)переходят в гимназию. Расходятся по разным классам. Л.Гольдина – в нео-гимназию, класс с английским языком, М.Иткин –в реал-гимназию, с латынью. Помимо этого, учат еще 5 языков: идиш, древнееврейский, русский, латышский, немецкий. И учат неплохо – по-русски пишут практически без ошибок, немецкому могут учить других.

     На снимке 1927г. ученики, вернее,  ученицы, обеих гимназий:

И-5.Верхний ряд: слева направо Рифка Абай, Хана Киш, Ребекка Пропес, Циля Хиршберг, еще через двух человек Роза Ливен. Слева от Розы Лея Брешч, а с правого края Брайна Скутельская.
Ниже на левом краю стоит улыбающийся  Марк Вайнтроб. В этом же ряду 3-я слева Рахиль Краскина, Михла-Мета Фаенсон, Роза Эльяшевич,Фрида Гендина, Рива Шемер, откинула назад голову Сима Фишберг.
Сидят во 2-м ряду слева направо Цивья Аронес, Эсфирь Цейтель, ?, Исаак Харлаш, Израиль Браун, Дора Альперович, Соня Магарам.

В нижнем ряду в клетчатом платье Лёля Гольдина. Стоящая с правого края Люба Фишберг(из младшего класса, 3 девушки "присоседились") не вполне получилась.

 

А это, видимо, 2-й  класс нео-гимназии, 1926 год.

 И-6. В правом ряду за первой партой  сидят Рива Шемер, Леа Шофер и Циля Хиршберг. За второй партой Котер и Лёля Гольдина. На последней парте задумалась Эсфирь Цейтель, прямо на нас смотрит Хана Киш, повернулась к окну Цивья Аронес. Урок ведет Израиль Браун. Рядом с ним Лея Брешч, слева от нее, похоже, Сима Фишберг.
У стены стоит  Шамке Писецкий, с левого края  Шолом Гуревич. С последней парты левого ряда выглядывает Иосиф Острун, слева спрятался Абрам Запола; перед ними слева Фрида Гендина, на этой же парте справа Фейга Яппе. Впереди нее, посредине 2-й парты опустила глаза Ида Нейшлос.  А на 2-й парте подперла лицо рукой Рифка Абай, слева от нее Рахиль Краскина. Перед ней  Роза Эльяшевич. Конечно, они сели по трое по просьбе фотографа,  слева виден пустой третий ряд парт.

         И снова оба класса гимназии вместе:

И-7. Год 1927. На переднем плане И. Родак. Слева не вполне получилась Л.Иткина, за ней Х.Киш, Р.Шемер, стоит П.Тавьев, за ним через одного, у стены Ш.Гуревич.Напротив Лёли сидит Э.Цейтель,?,Ф.Гендина.
Правый стол: на левой его стороне Острун; прямо на нас смотрит Шейна Гуревич; с другой стороны первая, возможно, Х.Пок; наклонилась  над столом Р.Ливен, за ней стоит в клетчатом платье Б.Скутельская. В центре у доски (обведен полукругом) М.Иткин, перед ним сидит М.Фаенсон, правее стоит Котер, перед ним угадывается Ф.Яппе.
 

     Первое время гимназия размещалась в здании латвийской  ремесленной школы. В 1923 году гимназия получила от города собственное помещение на ул. Гертрудес (Гертрудинская),18. Только тогда развернулся учебный процесс в полном объеме. Обучение   велось в девяти классах двух отделений: реальной гимназии с преподаванием математики и других  точных наук, и «нео-гимназии» - гуманитарных дисциплин. В 1930 году открылось 3-е отделение – коммерческая гимназия с рядом практических уроков: бухгалтерии, корреспонденции, стенографии, машинописи.

      Со временем увеличился библиотечный фонд, составивший около 6000 книг. Библиотекой руководили сами учащиеся.
     Хотя средняя школа (гимназия) не была в Латвии обязательной, 14,4% всех учеников гимназий Латвии составляли ученики еврейских гимназий (при 5% евреев в республике – примерно 100 тыс. чел.). 

      По школьному закону все дети от 6 до 16 лет обязаны были посещать школу; если ребенок заканчивал основную школу (грунтшул) до 16 лет и не учился дальше в средней школе, а шел работать, то должен был вечером посещать специальную школу (дерганцунг-шул – полную школу), которая была продолжением основной. Однако это почти не соблюдалось из-за бедности местных властей.
      Была широко развита послеобеденная работа школьных клубов и кружков. Кружки были связаны с учебными дисциплинами: кружки истории, естествознания, физики, химии. Функционировали спортивные кружки, кружок эсперанто, шахматный клуб и драматический кружок.
.

И-8. Драмкружок. Декабрь 1930 года (выпуски 1931-32 г.г.).

Первый  ряд слева направо: ?,Анце Словина, Фаня Беркович,?, Люба Эйдус (играла мальчишку, косы спрятала под кепку), смотрит на руководителя драмкружка - Бенно Тумаринсона, Фима Ливен, Лева Симкин (Цимкин?), Яша Шер. Третий ряд: Исаак Циссер,Соня Сивашинская, ?,?, в галстуке Саша Пирожков, Израиль Шнейдер, ?, крайняя справа - Фаня Шперлинг.

Дата следующей фотографии неизвестна. Приславший ее Марк Майминд датирует ее в диапазоне  1930-35 г.г. Здесь узнаваемы несколько учеников выпусков 1932 и 1933 годов.

И-9. В центре 3-го  (учительского) ряда сидят Михаил Фальков и Тина Браун-Берз; здесь же левее Исаак Харлаш. В 1-м ряду в светлом свитере Ханна Махельсон. В предпоследнем ряду в центре, возможно, Липман Берс. Во 2-м ряду крайняя слева Эсфирь Иткина.
 Либетта Чернобров узнала своих родителей Яшу Кремера и Гесю Ионель, а также Минну Кремер и Герту (в замужестве) Амдур.

И, наконец, замечательное фото, которое можно назвать "Вся школа". Возможно, что это случилось в честь приезда в школу знаменитого писателя и общественного деятеля Хаима Житловского. На снимке он в центре почетного первого ряда между Исааком и и Тиной Берз.

 И-10.1931 год. Здесь хорошо видны сидящие в первом ряду Исаак Берз и  Браун. С левого края стоит учитель математики Михаил Фальков, сидит с тростью член родит. комитета (он мелькал и на др.снимках), рядом учительница русского и немецкого Рахиль Лифшиц (жена И.Лифшица), она же классная руководительница класса, где учились Циссер, Соня Сивашинская, Хая Гольдина, Саша Пирожков, Леля Шнайдер. 
Дальше преподавательница физики и химии Зельда Пейрос, мама Ляли Виноград (член родительского комитета), учитель математики Арон Решин, директор школы Исаак Берз, гость писатель Хаим Житловский, преподаватель биологии Тина Владимировна (школьное прозвище "Тинхен"), рядом в шляпе Иехецкел Лифшиц, Хая Гольдина, дальше с палкой еше один член родительского комитета, учитель Израиль Браун, Фаня Беркович(Эйдус), Соня Зускович, Роза Рештейн(Лифшиц). 
Внизу 4 девочки: первая слева Ляля Виноград (Боброва), Люба Эйдус (Футлик), Анце Словина (Иоффе), Люба Баснер.

В школе шла интенсивная культурная жизнь.Проводились лекции, вечера, многие преподаватели участвовали в  еврейских просветительских организациях, семинары которых, несомненно, посещали ученики гимназии.

                             И-11.      И-12.

 И-13. 1936 год. Это афиша двух вечеров, организованных нашей гимназией (надпись вверху афиши) в помещении еврейского театра на ул. Школьной 6, в честь 100-летия со дня рождения Менделе Мойхер-Сфорима, причем 31 марта с участием Семена Марковича Дубнова - одного из классиков и создателей научной истории еврейского народа. В вечере участвуют от школы: д-р Х.Лифшиц, хор гимназии под руководством Е.Шкляра с участием оркестра мандолин гимназии под руководством Е. Хейфеца. Драмкружок гимназии даст инсценировку по основным работам Менделе.

Немного об основных идиш школах.

К 1926г. 1-я Рижская основная школа состояла из девяти классов в отдельном доме, имела 279 учеников, 17 учителей (заведующая Бетти Вульфсон).

 2-я основная школа работала с 1923г. (10 классов, 347 учеников→ 11 классов), стала крупнейшей еврейской школой в Риге (заведующая Берта Берз).

3-я основная школа к 1923г. получила отдельный дом, 318 учеников.
4-я основная школа (8 классов, 241 ученик); с 1924г. заведующий Мендель Марк.
    Между всеми четырьмя школами поддерживался контакт (совместные вечера, чаепития, праздники). В 1928г. открыли 5-ю основную школу (2 детсада, 8 классов, 275 учеников). С 1929/30г. работала еще одна школа, но в мае 1934г. были ликвидированы все еврейские (идиш?) школы.
   Содержало все эти школы рижское городское управление; средства росли (до 188 тыс.лат, т.е. 37 тыс. долларов к 1927г.). интересно работали ученические клубы, самодеятельность, библиотеки, журналы (свои!), музыкальные, гимнастические кружки.

       После переворота в ночь на 15.05.34 премьер-министр К.Ульманис с помощью национальной гвардии объявил себя диктатором, распустил сейм, отменил демократический порядок, закрыл всю прессу, ликвидировал все партии и общества и запретил собрания. За одну ночь он позволил арестовать всех депутатов сейма из оппозиции, много известных социал-демократов и ряд учителей еврейских школ. 24.07 новое правительство декретом отменило министерство просвещения и его организации, назначив своих людей. Из еврейских органов остались единственная легальная (клерикальная) реакционная партия и газета. Школы утратили право выбирать учителей. Были закрыты школьные советы, ЦИШО, родительские советы – командовал единственный еврейский представитель - Ходаков (референт из еврейской правой партии). 
    В учебных планах резко сократили еврейский язык, историю, литературу; ввели религию, обязательные молитвы по утрам (все мальчики-ученики должны были носить ермолки). От учителей тоже требовали молиться, и тоже в ермолках. Учителя отказывались. Тогда пошли аресты, увольнения. Т.к. «своих» учителей не хватало, много школ было закрыто. Разгорелись распри и конфликты в школах на политической почве (вплоть до забастовок детей и драк; вызывали даже полицию…). Пикеты, протесты ребят против арестов. Закрыли за бунты 3-ю основную школу. В средней школе /гимназии/ исключили группу учеников прямо перед выпуском, без права учиться! В 4-й основной школе (где заведующим был М.Марк), арестовали его, и долго остальные безуспешно с этим боролись. Закрыли вечернюю гимназию, все клубы и т.п. Фактически ликвидировали светскую школу, под ее именем осталась клерикальная.

     Так было до осени 1940 г., когда еврейские школы при советской власти были восстановлены (даже школы на иврите перешли на идиш); всё это было до войны.

       Эти сведения почерпнуты из реферата книги Менделя Марка «Еврейская светская школа в Латвии», 1973, Нью-Йорк, Тель-Авив.

     Рута Максовна Шац-Марьяш, дочь известного общественного деятеля Макса Урьевича Шац-Анина, живущая в Риге, уточняет события, связанные с еврейскими школами после переворота 1934г.: 
Фактически было так: после переворота 1934 года еврейских детей в латышские гимназии перестали принимать - только в еврейские. В Риге еще оставались светские еврейские школы с немецко-латышским языком преподавания - "Эзра", "Раухваргер", "Сабиедриска" (Общественная), а также "Хамора" и "Иврит" на иврите.
     После установления советской власти в 1940г. "Хамора" была принудительно переведена с преподавания иврит на идиш; "Эзра" получила название русской средней школы, а в помещении ликвидированной школы "Иврит" на Лазаретной ул. из учеников ряда еврейских школ, в частности "Раухваргер" и "Сабиедриска", возникла 18-я средняя русская школа. В ней я и проучилась с осени 1940 по весну 1941 года.
     Часть наших учеников была сослана с родителями в Сибирь, некоторые чудом эвакуировались в тыл, а многие  погибли в годы нацистской оккупации.
     После войны и вообще в советской Латвии еврейских школ уже не существовало.

И-14. А бланки остались. Вот справка от 30.4.41 о том что Иоффе Асна Залмановна   (наша Анце Словина)работает учительницей /skolotaja/ в 16-ой рижской средней школе. Над адресом Gertrudes iela 18 явно проступают забитые пишущей машинкой слова židu ğimnazija. Заодно перечеркнут и герб Риги.